?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Татевский Монастырь!


Татевский университет

Св. Месроп Маштоц, создав армянскую письменность, в различных местах Армении открывает армянские школы. Так в начале
V в. в Сюнике тоже открываются школы , которые на протяжении многих веков, несмотря на трудные времена, становятся неугасимыми очагами армянской науки и культуры. В то время, как многие школы Армении «наподобии слабых лампад тухли из-за бурь нашественников» , Сюникские школы от создания армянской письменности до конца XV в. поочередно сохраняли не только свое существование, но и многовековую культуру армянского народа. 

Не даром Сюникскую школу прозвали «хранительницей предания армянской письменности» . Сюникская школа начинает быстро развиваться, имея главою высшую школу, основанную в V веке в провинции Цхук при Шахатском монастыре. В Х в. Сюникская Митрополия и высшая школа переходят в Татев, и для Сюникской школы начинается новый период развития и расцвета. За короткое время Татевская высшая школа приобретает большую славу. Жители Сюника говорили, что призвание Татева – это раздавать знание и благодать . В Татеве помимо богословских и философских наук изучали арифметику, геометрию, астрономию и анатомию, писались и переводились книги. Но уже к концу XII в. слава Татевской высшей школы меркнет из-за разрушительных нашествий сельджуков, которыми в 1170г. было сожжено до 10.000 рукописей и разрушены почти все строения монастыря.
Но на этом история Сюникской школы не кончается. Уже в 1280 году начинает действовать Гладзорский университет, основанный Св. Нерсесом Мшеци. Современники называли Гладзор «Вторыми Афинами» и «Матерью Мудрости». Слава университета возросла при ученике Св. Нерсеса - Св. Есаи Ничеци. При нем в Гладзоре было написано, переведено и переписано множество философских и богословских трудов. Численность учеников достигала свыше 300. Этот университет, просуществовав примерно 60 лет, был закрыт после смерти Св. Есаи. Вскоре после закрытия университета в 1338г. ученик Св. Есаи, Св. Ованес Воротнеци (1315-1388гг.), с другими учениками переселившись в Воротанский монастырь, восстанавливает там закрытую школу. В 1345г. он переходит в Татев и за короткое время основывает Татевский университет.
 

Для успешной же борьбы с католиками Воротнеци основывает и Апракунискую монастырскую школу (близ Нахичевани) в самом очаге униатов. Заслугой Воротнеци, помимо создания этих школ, было, и введение многих новшеств в образовательную программу того времени. Умножается число преподаваемых предметов, в том числе и светских, из-за чего появляется нужда в учебниках. Воротнеци посылает своих учеников в монастыри и библиотеки Армении и других стран, которые оттуда возвращались с множеством переписанных книг, после чего эти книги переводились; благодаря этому труду Татевский матенадаран быстро обогащался. Ученики Воротнеци жили в келиях монастыря, предназначенных для учеников; получали питание и одежду; книги и другие учебные пособия. Усилиями Воротнеци Татевский университет становится центральной школой, где для всех армянских школ готовились преподаватели и школьные программы…
В 1388г., находясь на смертном одре, Св. Воротнеци передает своему любимому ученику Святому Григорию Татеваци руководство Апракунинской школой. В Апракунисе Татеваци остается недолго, и уже в 1390г. он с учениками переходит в Татев, где, возглавив руководство Татевским университетом, развивает активную педагогическую, проповедническую и творческую деятельность. Он, продолжая дело своего учителя, усовершенствует программу образования. Надо сказать, что университет имел свой устав и была разработана специальная система для принятия в университет и опроса уроков; выпускники выступали с ораторской речью, писали рефераты и защищаясь публично, получали ученые степени . Велись исследования в различных областях науки и искусства. Постоянная численность учеников достигала от 100 - 300, продолжительность учебы которых, не считая иерейские годы обучения, длилась 7-8 лет. И в эти годы обучения в стенах университета готовились вардапеты, проповедники, педагоги, музыканты и специалисты в различных областях науки и искусства.

Татевский университет состоял из трех отделений – факультетов.
 
На первом
 кроме изучения Святого Писания и Творений Отцов Церкви, изучались сочинения древнегреческих философов, как на армянском языке, так и на древнегреческом. Это в основном труды Аристотеля, Платона, Порфирия, Зенона, Филона Александрийского и других. Также обучались летоисчислению, астрономии, арифметике и геометрии, анатомии и медицине, химии и географии. Изучали родной и иностранные языки, орфографию, историю, литературу и поэзию, педагогику, риторику и искусство проповеди.

На втором
 изучались разные виды живописи. Учились писать портреты и пейзажи, а также учились искусству миниатюры, росписи, переписывания и художественного оформления книг. Любимым предметом учеников была каллиграфия. 

На третьем
 преподавалась музыка, церковное пение и все, что связано с музыкой и пением – история и теория. 
Учебниками для университета служили Святое Писание, творения и толкования Св. Отцов, труды философов, а также учебники, составленные Святым Григорием Татеваци, чье имя и слава непосредственно были связаны с университетом.
 
Итак, благодаря Св. Татеваци университет превращается в крупнейший центр всеармянской духовной жизни и науки, что сыграло значительную роль в деле сохранения национальной культуры и искусства, в деле поддержания и распространения просвещения, а также ограждения народа от враждебных ассимиляторских влияний, идущих и с Востока и с Запада. В конечном итоге, благодаря ему Армянская Церковь и народ были спасены от латинизации.

Татевский монастырь

Татевский монастырь (престол апостола Евстатеоса ) находится на юге села Татев , над обрывом реки Воротан и окружен широкими стенами, имеет башни и большие ворота.
 
О названии Татев имеются разные предания. Например, Алишан напоминает о том, что ученик Св. Апостола Фадея Евстатеос или же Статеос, пришедши в Сюник, проповедовал там и пал мученической смертью, чье имя впоследствии искаженное в устах простолюдинов, стало Татев. Но есть еще и народное предание, в котором говорится, что архитектор, окончив строение церкви и водрузив крест на куполе, взял две доски и сказал: «Дух Святой дал бы крыло» . После этого доски превратились в крылья, и он улетел. Отсюда и слово Татев, происходящее от армянских слов - «та тев», что означает - «дал бы крыло».

Монастырь был основан в
IV в., в нем была одна церковь и малое количество монахов. В Х веке, монастырь, с переходом туда Сюникской Митрополии, начинает постепенно расширяться. К концу XI в. В нем уже были собор Св. Петра и Павла и две церкви – Св. Богородицы и Св. Григория Просветителя, гостиница для паломников и другие строения; число братии доходило до 500. За это время монастырь несколько раз пострадал как от нашествия иноземцев, так и от землетрясений.

Во время правления рода Орбелян, для монастыря наступают благоприятные времена: восстанавливается разрушенное, в
XIV в. начинает действовать знаменитый Татевский университет. Число братии к этому времени достигает 1000. В XIII - XIV вв. монастырь имел 47 собственных сел, с 677 взымал десятину. Этим объясняется возможность содержания столь многочисленной братии, университета и богатой библиотеки – матенадарана. 

Помимо всего этого в монастыре хранилось 9800 святых мощей, вплоть до волос Св. Богородицы.
 
В 1387 г. во время нашествия Тамерлана монастырь с его богатейшим книгохранилищем, насчитывающим тысячи рукописей , был сожжен и разграблен. После очередных нашествий туркменских кочевых племен в 1435 г. Татевский монастырь и университет были опустошены, а владыка Шмавон с братией переселяются в Санаинский монастырь.
 
В
XVII - XVIII вв. для монастыря вновь наступают благоприятные времена.
К концу
XIX века в собственности у монастыря осталось уже всего 9 сел, с которых в год взымалось 3420 рубля. Крестьяне посылали сыр, масло, а перед Пасхой с каждого дома собирали по два яйца. По свидетельству Лалаяна к этому времени в монастыре был настоятель, два вардапета, два клирика и двое слуг. На их нужды в год тратилось 900 рублей, а остальное (деньги и продовольствие) посылали в Эчмиадзин. 
В 1931 г. после землетрясения монастырь был почти полностью разрушен.
В 1974 - 1998 гг. были восстановлены собор и церкви, келии, стена и другие постройки.

Церкви и Жезл-Колонна

В северной части монастыря находится меньшая из церквей – надвратная церковь Св. Богородицы (построенная при Митрополите Григории во второй половине
XI в.), имеющая каменную лестницу для входа. В южной же части монастыря находится церковь Св. Григория Просветителя (построенная при Митрополите Давиде в 848 г.), примыкающая к собору Св. Петра и Павла. Напротив нее усыпальница Св. Григория Татеваци, войти в которую можно из южной части собора Св. Петра и Павла (построенного при Митрополите Ованнесе в 906 г.). Собор же располагается почти в центре монастыря, купол колокольни разрушен, точнее полностью не восстановлен после землетрясения 1931 г. Собор почти в два с половиной раза больше церкви Св. Григория Просветителя, и в три с половиной раза больше церкви Св. Богородицы. Напротив же церкви Св. Григория Просветителя построена в честь Св. Троицы в 904 г., как говорит Алишан: «чудо архитектуры» , качающаяся Жезл-Колонна высотою в 15 метров.
По народному преданию, когда иеромонаху должны были вручать вардапетский жезл, все собирались у Жезла-Колонны и если иеромонах был достоин того, то колонна начинала качаться...
 
Отметим, что сия колонна, на протяжений столетий, повидав множество землетрясений и нашествий иноземцев, все же сохранилась невредимой. Но во времена Советов, в «исследовательских целях» колонну разобрали, снова собрали и обвязали железными прутьями, чтобы она не разрушилась. Сегодня она стоит неподвижно...
 

О строительстве собора Св. Петра и Павла 

После кончины сюникского Митрополита Согомона на кафедру митрополии с согласия всего братства восходит добродетельный Ованнес (882 - 918 гг.). К тому времени в монастыре были древняя церковь Св. Хач (Крест) и новопостроенная в 848 г. - Св. Григория Просветителя. Св. Хач, был мал размерами, а кроме того находился в плачевном состоянии как просто от древности, так и от землетрясений и нашествий захватчиков. Владыка Ованнес задумался над строительством большого собора...

Он долго пребывал в раздумьях, с одной стороны не решался разрушить древнюю церковь, а с другой стороны для Митрополии затраты на строительство большого храма были недоступны. И вот три раза является ему ангел и разрешает разрушить старую церковь, а вместо нее построить новый храм. Но, чтобы не показалось владыке, что это был просто сон, ангел является ему и в четвертый раз, повелевая построить храм в честь Св. Апостолов Петра и Павла и указав для него точное место. Ангел поощряя владыку строить храм, говорит, что это не дело человеческое, а Сам Господь решил построить дом во славу Свою.
 

Восстав от сна, владыка в страхе и трепете от увиденного, идет и рассказывает о чудесном видении братии монастыря, указывая место для строительства храма, а так же оповещает об этом князя Сюника Ашота, который и помогает в строительстве, как храма, так и других зданий монастыря. В 895 г. начинается строительство собора, в основание которого закладываются Мощи Св. Петра и Павла, других Апостолов, пророков, патриархов и мучеников. Параллельно строительству храма владыка возводит новые кельи, трапезную и много других помещений для монастыря. В 904 г. в честь Св. Троицы строится Жезл-Колонна.
 

Строительство храма длится 11 лет, для освящения его в 906 г. в Татев прибывают армянский Католикос Ованнес и албанский Католикос Симеон с епископами и духовенством, армянский царь Смбат, князь Васпуракана Гагик и другие князья, а так же князь Сюника Ашот со множетсвом мирян и духовенством сюникской митрополии.
 

В ночь перед освящением храма, владыка удостаивается еще одного чудного видения: Св. Троицы, сонмов Святых и Ангелов, а так же Петра с ключом в руках, и Павла со своими апостольскими посланиями. Апостолы же, войдя в храм, уготавливают престол для Царя Небесного Христа, а владыке передают ключ и послания апостольские, говоря, что пожелал Господь поселиться в храме этом, и мы готовим для Него место, и Он повелел нам оставаться здесь до Его второго пришествия. Ключ Царства Небесного останется в храме, ибо здесь будут открываться двери в Царство для кающихся грешников, а так же сии послания останутся здесь, ибо из места сего будут исходить благодать учения и проповедь Св. Писания...
 

Когда начало светать, собралось все духовенство и народ, чтобы освящать храм. Во время освящения Св. Миром, когда присутствующие единогласно взывали «Аминь», был слышен гром и треск с небес, что даже земля содрогалась, и у всех было чувство, что и Ангелы вместе с народом взывали «Аминь»!

По окончании чудесного освящения храма еще 8 дней праздновали это событие. Царь армянский и князья так полюбили это место, что монастырю подарили в собственность множество сел и других даров. Сразу же письменно с анафемами были утверждены новые пределы Татевского монастыря и закреплены подписями и печатями присутствующих католикосов, царя армянского и князей...

иеромонах Гевонд
Иерусалим






Comments

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
natasha_serega
23 мар, 2009 11:04 (UTC)
Очень живописное место и рассказ интересный!!Спаси Бог!
517design
23 мар, 2009 11:07 (UTC)
Спасибо! Добавил в избранное!
nimfuleg
23 мар, 2009 13:10 (UTC)
очень интересно, большое спасибо!
gost_474_90
23 мар, 2009 18:22 (UTC)
спасибо!
fr_ghevond
24 мар, 2009 07:35 (UTC)
Храни Вас Господь!!!
comte_de_varand
1 апр, 2009 16:46 (UTC)
Отче, хотел бы распросить Вас о монашеской аскезе в армянской церкви: были ли в наших монастырях распространены практики наподобие исихазма, или техники достижения теозиса не были в центре внимания наших монахов?
fr_ghevond
2 апр, 2009 05:15 (UTC)
Как мне кажется возможно были, но они не несли массовый характер...
У нас акцент ставился на ученых монахов - вардапеты...
Более говорится об их трудах, чем о личной жизни...
Может это и хорошо для наших дней... Не знаю...
yagogorinich
1 июл, 2012 23:24 (UTC)
Сб. Григор Нарекаци
Кажется, Св.Григора обвиняли в тендракизме из-за чего-то подобного
evangelista13
23 дек, 2010 09:00 (UTC)
Спасибо Вам!
fr_ghevond
23 дек, 2010 13:42 (UTC)
Спасибо Вам!
храни Вас Господь!!!
pingback_bot
23 дек, 2010 09:20 (UTC)
Исцеление от бесплодия в Татевском монастыре!
User nrbakert_tashuk referenced to your post from Исцеление от бесплодия в Татевском монастыре! saying: [...] я останутся здесь, ибо из места сего будут исходить благодать учения и проповедь Св. Писания... [...]
pingback_bot
23 дек, 2010 13:14 (UTC)
Исцеление от бесплодия в Татевском монастыре!
User grigor_yan referenced to your post from Исцеление от бесплодия в Татевском монастыре! saying: [...] я останутся здесь, ибо из места сего будут исходить благодать учения и проповедь Св. Писания... [...]
pingback_bot
23 дек, 2010 14:20 (UTC)
Исцеление от бесплодия в Татевском монастыре!
User gahovhannisyan referenced to your post from Исцеление от бесплодия в Татевском монастыре! saying: [...] я останутся здесь, ибо из места сего будут исходить благодать учения и проповедь Св. Писания... [...]
pingback_bot
22 апр, 2011 08:08 (UTC)
Татевский монастырь или прообраз Института Рериха (Ак
User liturgia01 referenced to your post from Татевский монастырь или прообраз Института Рериха (Академии Демиургов) saying: [...] за информацию столь важную и своевременно предоставленную. fr-ghevond.livejournal.com/6135.html [...]
zangezur2
21 окт, 2011 19:07 (UTC)
Татев
Удивительное по своей красоте и силе место.Мне потомку сюникцев очень понравилось это повествование.Мы сильны своей историей.Дух наш НЕПОБЕДИМ.
(Анонимно)
18 мар, 2013 06:21 (UTC)
О Татеве
Несколько раз проезжал мимо и всегда восторгался незабываемым видом. Ничего подобного на Кавказе, кажется , нет.
fr_ghevond
18 мар, 2013 08:54 (UTC)
Re: О Татеве
)))
arsensuren
9 май, 2013 00:19 (UTC)
Аствац огнакан, hайр сурб. Меня удивляет (и огорчает), что до сих пор нет Полного Перевода всех трудов св.Татеваци ,-даже с грабара на современный армянский (я не говорю уже о переводах на русский и др.языки). Неужели можно ограничиваться отрывочными переводами или ,,книгами о Татеваци" которые, естественно, не в состоянии раскрыть богословскую глубину его творений. Ведь у этого Святого каждое предложение - кладезь православной чистоты и мудрости. Вы конечно извините,но если говорить искренне, -то это можно объяснить лишь пренебрежительным отношением к своему духовному наследию. Когда христиане из других конфессий проявляют интерес к вероучению и богословию ААЦ ,то сталкиваются с почти полным отсутствием переводов творений Святых Армянской Церкви.И многим начинает казаться, что ничего по-настоящему значимого армянские святые вообще не писали.Не все же могут читать на староармянском.....


Edited at 2013-05-09 01:26 (UTC)
fr_ghevond
9 май, 2013 07:40 (UTC)
Аствац паапан! согласен с Вами на все 100...
Мне кажется каждый по мере возможности вносит свой вклад...
вот почитайте мою книгу - об этом и я говорю...
http://miasin.ru/files/spiritliberary/Nravouchenia_G.Tatevaci.pdf

храни Вас Господь!!!
( 20 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com